Лекции о доплатоновом знании
Москва, Товарищество научных изданий КМК, 2012
Семестровый курс истории раннеантичной (до казни Сократа) науки. Описано появление зачатков естественных и гуманитарных дисциплин, в их связи с историей культуры Средиземноморья. Сделана попытка выяснить, каким образом преднаучные знания (дошедшие до нас в культах, мифах и поэзии) превращались в научные и что являла собой тогда сама научность.
Археологические находки (в том числе тексты), вошедшие в научный оборот в последние сто лет, а также новое прочтение классических трудов Античности историками ХХ века, буквально перевернули многие наши представления о ранней античной истории, однако этот переворот почти не затронул привычных изложений истории науки. Многие представления о раннеантичной науке и философии, полагавшие первой фигурой Фалеса и главной фигурой — Аристотеля, выглядят теперь наивными. Наука оказалась намного старше: следы ее видны как минимум со времен Гомера. Наоборот, влияние на раннегреческую науку более древней науки Востока, которое прежде полагали определяющим, оказалось довольно скромным. Стала сомнительной связь (прежде многим очевидная) рождения греческой науки со становлением полисной демократии. Показано, что роль классической (до казни Сократа) афинской демократии была при этом скорее отрицательной и что восхищающая нас по сей день греческая наука развивалась в это время, в основном, вне Афин. Они оказались интеллектуальным центром позже, после утраты ими политического первенства.
Рождение философии и науки Греции увязано в Курсе с «орфической реформацией» — моральным и умственным переворотом, который ознаменован появлением орфизма (идейно-религиозного течения, начавшегося в годы Гомера). Пришлось коснуться культуры разных частей Греции (Иония, Сицилия, Спарта, Беотия, Афины, Фракия и др.). Выяснилось, что общепринятое в наши дни восторженное понимание поэм Гомера основано на их трактовке в Афинах времён Перикла. Приведены иные трактовки Гомера, вплоть до полного его неприятия, что важно для понимания становления культуры и, в частности, науки. Шире, чем обычно, использованы «Фрагменты досократиков», притом в различных переводах.
Книга рассчитана на всех, кому интересна история Античности, а также история науки и культуры. Она может быть использована преподавателями, аспирантами и студентами как пособие при изучении ранней античной философии.
Фрагменты книги
Фалесовы фрагменты Страницы книги 336–356.
Обложка
На передней обложке:
- Тиринф. Сводчатая галерея в толще внешней стены крепости (из книги Е.В. Фёдоровой, 2005). О строителях этой удивительной конструкции (огромные неправильные камни сложены без раствора) мы знаем только то, что греческая традиция считала их сказочными циклопами и что они жили 35 веков назад. А стена всё стоит. Подробнее см. прим. 17 к лекции 2.
- Дамы в обществе и на колесницах. Лутрофор (глиняный ритуальный сосуд), протоаттический стиль, конец –VIII века. Изображены нравы далёкого (видимо, микенского) прошлого.
На задней обложке:
- Древний Милет
Расстояние от юго-западного конца городской стены до северо-восточного: 2,5 км. Ранний Милет (времён обоих Фалесов) располагался от холма Калабак до храма Афины, внутри городской стены. Плоский холм удобен для наблюдений (см. с. 352, 438). Поздний Милет (вновь построен после уничтожения персами) являл образец регулярной («Гипподамовой») застройки, но создан без участия Гипподама - К реконструкции предсказания Фалесом солнечного затмения (рис. К.В. Куимова)
Черная дуга — эклиптика (путь Солнца среди звёзд). Пересечение её и траектории Луны, происшедшее в новолуние, означает солнечное затмение. Цветные линии – пути Луны среди звёзд при майских затмениях в годы с –602 по –583. Пути Луны волнисты в силу суточного параллакса (различия осей вращения Земли и обращения Луны). Стрелки показывают моменты восхода Луны над горизонтом. Цветные кружки — солнечные затмения. Чёрными волнистыми линиями показаны траектории Луны при незатменных майских новолуниях, предшествовавших затмению –584. Чёрные кружки – простые новолуния. Видно, как майский путь Луны год от году приближается к эклиптике, делая затмения (–584; –583) всё более вероятными. О возможном ходе мысли Фалеса см. с. 438–440 - И после Ликурга в Спарте еще долго сохранялось искусство. Фигуры дельфинов и рыб на дне килика (плоской чаши). Лакония, середина –VI века.
просмотров: 1941